RSS
Государство. Бизнес. Инновации

​Защита прав потребителей в ЕАЭС


Защита прав потребителей – это актуальный вопрос не только для России, но и для всех стран участниц Евразийского Экономического Союза. 


Кроме действующих нормативных актов стран-участниц ЕАЭС, есть национальная и международная правоприменительная практика, раскрывающая некоторые нюансы защиты прав потребителей. Например, возврат некачественного товара при отсутствии кассового чека и заводской упаковки не во всех странах регламентирован досконально, но судебная практика по нему имеется.

Мы обратились за комментариями к юристам и общественным деятелям стран ЕАЭС, чтобы сравнить, как обстоят дела с этим вопросом в разных странах Евразийского Союза на примере России и Армении.



__________________________________


Андрей Морозов, Президент международной некоммерческой организации «Евразийский Бизнес Альянс»:
Когда мы работаем с предпринимателями из разных стран, то на своих мероприятиях всегда делаем акцент на то, что в успехе любого бизнеса важно не только качественно работающая бизнес-модель, но и кадровый вопрос. Многие предприниматели со мной согласятся, что кадровый вопрос – это один из важных вопросов любого бизнеса. Именно люди делают наш бизнес. От того, как они будут подготовлены, насколько они будут грамотны и насколько ответственно будут относиться к выполнению своих обязанностей, зависит не только успех бизнеса, но и имидж его владельца. Со случаем нарушения прав потребителей я столкнулся недавно. Сотрудники салона МТС, принадлежащего АО «Русская Телефонная Компания» (РТК), отказались обменять приобретённое мною неработающее электронное устройство (флэш-карту) на аналогичное работающее, также отказались принять у меня его и вернуть оплаченные за него денежные средства. Ситуация осложнилась тем, что кассовый чек и упаковка от этого устройства не сохранились. Вместе с тем, это не является причиной невозврата товара ненадлежащего качества. Однако, не все знают о такой норме права в российском законодательстве. И это, в первую очередь, недоработка самой компании «РТК». Внимательно прочитать закон «О защите прав потребителей» – это ещё не всё. Нужно знать судебные и нормативные акты, освещающие различные ситуации. Данная ситуация натолкнула меня на мысль, что не только в России актуальна проблема незнания многих нюансов гражданами своих потребительских прав.


Законодательство о защите прав потребителей в странах Евразийского Экономического Союза ещё развивается, но ещё не во всех случаях в полной мере способно защитить права потребителей. Во многих странах ЕАЭС такое законодательство ещё требует доработки на законодательном уровне, но общие тенденции характерны для всех стран-участниц Евразийского Союза. Поэтому одна из актуальных задач, стоящая перед ЕАЭС – это приведение законодательства о защите прав потребителей к единому стандарту. Евразийская Экономическая Комиссия в 2017 году начала разработку рекомендаций «по определению подходов к проведению единой политики по защите прав потребителей». В частности, при разработке были учтены вопросы, связанные с дистанционной торговлей и совершением сделок в интернет-пространстве. За основу взяли лучшие национальные и международные практики, в том числе в области защиты персональных данных. Договор о ЕАЭС закрепил гарантии защиты прав потребителей и правовые основы для проведения на евразийском пространстве согласованной политики в данной сфере. Сегодня ЕЭК как наднациональный регулирующий орган ведет работу по сближению законодательства стран ЕАЭС, повышению системности выявления опасной для потребителей продукции и недопущению нарушения прав потребителей на общем экономическом пространстве. Мы надеемся, что единые стандарты и правила по защите прав потребителей на территории ЕАЭС не только обеспечат всестороннюю защиту прав потребителей, но и дисциплинируют самих предпринимателей.


__________________________________


Антон Палюлин, управляющий партнёр юридического бюро «Палюлин и партнёры»:
В России в случае приобретения товара в нерабочем состоянии в магазине, избавлении от заводской упаковки и отсутствия потребительского или кассового чека, имеется большая вероятность осуществления возврата денежных средств или обмена некачественного товара на качественный.


Согласно ст. 502 ГК РФ и ст. 25 Федерального Закона «О защите прав потребителей», покупатель имеет право возвратить или же совершить обмен товара, не бывшего в употреблении, сохранившего свои потребительские свойства, при наличии доказательств того, что товар был приобретен именно в том магазине, в котором покупатель желает совершить обмен или же возврат. Потребительский или кассовый чек не является единственно возможным доказательством покупки товара в данном магазине. Помимо потребительского или кассового чека, чека о безналичной оплате, доказательством может служить, например, свидетельское показание.


Отсутствие упаковки, в которой был приобретен товар, так же не является препятствием для осуществления возврата или обмена приобретенного товара. Третий арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.12.2015 по делу N А33-11667/2015 постановил, что невозможность возврата товара при отсутствии заводской упаковки ущемляет права потребителей, установленных в Федеральном Законе «О защите прав потребителей».


Итак, для возврата или обмена некачественного товара достаточно сослаться на свидетельские показания, а также предоставить иные доказательства покупки. Например, если вы совершали покупку в интернет-магазине, по телефону, без каких-либо затруднений возможно будет доказать, что покупка была совершена и без наличия физического кассового или потребительского чека. Также возможно сослаться на выписку, сделанную с вашей банковской карты, которой вы расплачивались. В качестве доказательства покупки достаточным будет любой документ, свидетельствующий о совершении платежа. Отсутствие заводской упаковки некачественного товара, как показывает судебная практика, также не является основанием для отказа в возврате негодного товара. Соответственно, нет никакого резона сомневаться в том, что продавец обязан произвести возврат средств, либо же обмен купленной вами флеш-карты. Обмен при этом должен быть совершен в течение 7 дней, если нет обстоятельств, усложняющих процесс обмена. Максимальный срок для совершения обмена со стороны магазина – 20 дней. В случае задержки обмена вы имеет право требовать неустойку в размере 1% от стоимости товара ежедневно. В случае отсутствия идентичного товара на складе продавец обязать произвести обмен не позднее, чем в течение одного месяца.


__________________________________


Давид Байрамян, Руководитель службы правовой экспертизы Гражданского Апелляционного суда Республики А
рмения: В Республике Армения (РА) правовые отношения, касающиеся прав потребителей, регулируются Конституцией РА, Гражданским кодексом РА, законом ''О защите прав потребителей'' РА и другими правовыми актами.


Закон ''О защите прав потребителей'' РА был принят Национальным Собранием Республики Армения 26 июня 2001 года.

Вышеупомянутый закон почти что повторяет модели одноименных законов стран СНГ, в которых прописаны основные права и обязанности потребителей и продавцов.


Однако, на данный момент права потребителей в республике к сожалению находятся не на должном уровне, как в плане низкого правосознания населения, так и в плане необходимых поправок и дополнений к закону.


Что касается вопроса о возврате товара без наличия кассового чека, то принятие обратно такого товара в основном осуществляется в мировом порядке – почти всегда продавцы берут назад товары, которыми недовольны покупатели.

Но в данных правоотношениях есть некоторые нюансы, например в законодательстве о лекарствах есть пункты, где продавцы имеют право не брать обратно проданные лекарства.


Во всяком случае, с нашей точки зрения действующее законодательство, а в особенности в законе ''О защите прав потребителей'' РА, есть необходимость законодательных поправок и дополнений... 

print email blog

Нравится: